Рис. 1. Планшайба для установки генератора (на рис. слева) и доработка ижевского статора (справа). Стрелкой указана обмотка статора. В наших краях сохранилось довольно много Jawa 634, многие до сих пор колесят по дорогам. Но запчасти с каждым годом найти все труднее. Хуже всего с электрооборудованием, это при том, что все оно 6-вольтовое и рано или поздно выходит из строя, а реле-регулятор и генератор вовсе стали расходным материалом... Я заменил эти детали «ижевскими» - 12-вольтовыми от «Юпитера», их можно найти в любом магазине мотозапчастей. Провести такую модернизацию рекомендую и тем «явистам», у кого электрооборудование работает исправно: сразу забудете о свойственных «Явам» слабом свете фар и недозарядке аккумулятора при длительной езде на малых оборотах. «Ижевские» 12-вольтовые узлы легко приспособить к 634-му мотору, и сейчас они несравнимо дешевле «явовских». Можете начать с того, с чего начал я - выточил переходную шайбу (рис. 1). Как заготовку использовал старый поршень с диаметром больше 126 мм. Шайбу можно изготовить и из стали, но она будет тяжелее, и точить ее труднее. Отверстия для крепления шайбы к картеру и статора к шайбе просверлил «по месту». Переходник для установки якоря (ротора) генератора не нужен - достаточно чуть подточить надфилем штатную «явовскую» шпонку по ширине и высоте. Для крепления якоря подберите длинный болт. Рис. 2. Схема «внедрения» «ижевских» деталей в «явовскую» электросхему: 1 - реле-регулятор; 2 - ротор генератора; 3 - обмотки статора; 4 - провод к клемме 54 замка зажигания. (Х1-Х8 - маркировка клемм на блоке реле-регулятора) А вот статор придется доработать. В первую очередь, для того, чтобы он стал короче. Сторону, обращенную к коленвалу, укоротите так, чтобы до обмотки осталось не более миллиметра. Посадочное место проточите относительно получившегося торца на 4 мм (рис. 2). Проверьте образовавшийся диаметр шайбой: она должна надеваться свободно, но с минимальным зазором. Устанавливая статор в патрон токарного станка, добейтесь, чтобы не возникало биения старого посадочного диаметра - иначе после сборки ротор будет задевать за катушки статора. Прикрутите переходную шайбу болтами М6 с потайными головками - за обычные головки может задевать ротор. Установите генератор в шайбе таким образом, чтобы его верхние крепления расположились почти параллельно земле: заднее должно быть чуть ниже переднего - так легче выставить зажигание. Часть шайбы будет мешать встать на место правой крышке двигателя - отпилите ее. «Ижевский» генератор, несмотря на то, что вы его укоротите, все равно слишком сильно выступает над поверхностью картера. Чтобы крышка села на место, сделайте в ней отверстие диаметром 100 мм. Сохраните выпиленный кусок - чуть позже он понадобится. Центр его находится на левой букве «а» в надписи на крышке «Jawa». Кроме того, удалите перемычку в крышке - ту, что возле болта крепления генератора. В пропиленное отверстие я вклеил эпоксидным клеем кусок алюминиевой трубы диаметром 100 мм и длиной 30 мм. Можно воспользоваться и стальной, но внешний вид детали будет поплоше, а сама деталь тяжелее. В отверстие в трубе вклеил вырезанную часть крышки - получилось довольно аккуратно. Ящик для аккумулятора я соорудил в правом бардачке - как у «Ижа». Здесь же установил «ижевский» реле-регулятор. Изменения в схеме электрооборудования минимальные (см. схему). Естественно, лампочки и катушки зажигания нужно заменить 12-вольтовыми. Результат оправдывает старания: на моем мотоцикле конструкция прекрасно работает уже семь лет. За это время мы с друзьями переделали таким же образом еще семь мотоциклов.
|