Многим рано или поздно приходит в голову мысль занять чем-то уши при езде на мотоцикле. Однако при установке "музыки" на аппарат, совсем для этого не предназначенный, возникает много нюансов. В серии материалов "Музыка" я постараюсь охватить этот вопрос насколько возможно. Самый первый этап - определить, что именно нужно получить. Уже из этого строится система и дорабатывается мотоцикл. Вариант первый. "Чтобы играло". Важен сам факт наличия звукового сопровождения. Достаточно использовать кассетную автомагнитолу как основу. Ее плюсы - механическая надежность, возможность работы при установке различными способами (даже вертикально). На колясычах часто размещается в коляске. Вариант 2. "Шоб дольше пело" Но при этом у кассетных магнитол есть большой минус - кассета играет максимум полтора часа, к тому же ее нужно перематывать (хотя на самых продвинутых есть поиск песен). Хочешь дольшего звучания - надо использовать МР3. Но тут и начинается самое сложное. Во-первых, дисковые магнитолы рассчитаны на работу только в горизонтальном положении и значительно больше чувствительны к вибрациям. Также их нужно защищать от пыли. От этих недостатков свободны цифровые носители, но о них чуть позже. Сейчас поговорим о подключении магнитол. Проще всего, конечно, подключиться по варианту "шоб играло". То есть по книжке к магнитоле подключаем один провод к "массе", другой к "плюсу" и так далее... Но и здесь есть свои тонкости. На старых мотоциклах с генератором Г-424 (где, собственно, можно только так и установить, серьезную систему он не потянет) нужно провести дополнительные подключения: 1. Непосредственно перед самой магнитолой к проводу "+ аккумулятора" подключить конденсатор емкостью не меньше 2500 мкФ, вплоть до специальных, продающихся в отделах автоакустики - до 1 фарада. Его назначение - фильтровать помехи от генератора и наводок по цепи питания, а главное - сглаживать "просадку" при резком нарастании уровня громкости. 2. Использовать достаточно емкий аккумулятор, хотя бы на 18 А*ч. 3. Питание брать проводом не менее 2,5 кв.мм. сечением напрямую от + аккумулятора через отдельный предохранитель на 10 А. ООсобо хочу отметить, что головное устройство хорошо бы использовать с энергонезависимой памятью - иначе при отключении "массы", привычном деле для владельцев оппозитов, все настройки сотрутся. ДДля более-менее серьезных систем минимальные требования - 500 Вт генератор и аккумулятор в пределах 45 А*ч. Требования по подключению питания те же, но конденсатор можно не ставить. ООппозиты предъявляют несколько специфических требований к проводке. Высокий уровень помех, создаваемых системой зажигания, требует экранирования проводов во избежание помех (в некоторых, особо запущенных, случаях, магнитолы просто слетали с программы при запуске двигателя). Далее, воздействие атмосферной влаги предъявляет жесткие требования к выполнению проводки (это касается не только нашей темы, а и всей электрики): - запрещается соединять алюминиевые и медные провода; - самое лучшее соединение "скрутка-изолента" проиграет сто очков обжимке и термоусадочному кембрику; - никакой пайки - такое соединение плохо выдерживает вибрацию. В принципе, это все, что можно сказать о магнитолах. Остался еще один класс устройств, прижившихся на мотоциклах - флеш-плейерах. Они компактны, не боятся толчков и вибраций, легко снимаются при стоянке, НО: 1. Требуют применения внешнего усилителя мощности 2. Используют внутренний источник питания. Желательно же запитывать их от бортовой сети. 3. Сигнальный провод, идущий от плейера к усилителю, обязательно делать как можно короче и надежно экранировать! 4. Необходимо проверить, насколько чувствителен сам плейер к помехам. Возможно, придется защищать его самого от внешних воздействий (экранировать изнутри корпуса, размещать в металлическом "бардачке" и так далее). Для питания плейера от бортовой сети можно использовать следующую схему: или переделать автомобильное зарядное устройство для сотовых телефонов
|